|
Добровольцы помогают нам, а кто поможет им?
НА СВЕТЕ МНОГО МЕСТ ГДЕ ТЕБЯ ЖДУТ С ОДНИМ УСЛОВИЕМ – ЧТОБЫ БЫЛ ПРИЛИЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. МОЖЕШЬ СОБИРАТЬ ФИСТАШКИ В ИЗРАИЛЕ, СПАСАТЬ ТАИЛАНДСКИХ ЧЕРЕПАХ, УЧИТЬ ДЕТЕЙ В БРАЗИЛИИ, РАБОТАТЬ НА ФЕРМЕ В ЛЮБОЙ СТРАНЕ МИРА. ТЕБЯ БУДУТ ПОИТЬ-КОРМИТЬ, ВОЗИТЬ НА РАБОТУ И ОБРАТНО… ТОЛЬКО БЕЗ ЗАРПЛАТЫ, ПОТОМУ ЧТО ВОЛОНТЁРЫ ТРУДЯТСЯ РАДИ СОБСТВЕННОГО УДОВОЛЬСТВИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛЬЗЫ. ПРАВДА, ДЛЯ ЭТОГО СОВСЕМ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ПОКИДАТЬ СВОЮ СТРАНУ. [газетная статья]
У нас тоже сколько угодно адресов, где нужны добрые руки и умные головы. Об этом наша беседа с Айнур Сабитовой, директором института «Сорбонна – Казахстан», доктором юридических наук, членом Комиссии по правам человека и Национального совета общественного доверия при президенте страны. Руководит она республиканским волонтерским движением «Акселератор добра».
Айнур Сабитова
ТЫ, Я, ОН, ОНА…
– Айнур Алимхановна, перечень ваших обязанностей с волонтёрством как-то не очень сочетается?
– Сочетается ещё как! Преподавательской работой я занимаюсь больше четверти века. А это студенческая молодёжь. Процессы обучения и воспитания для меня находятся в безусловном единстве.
– Звучит как-то по-советски…
– Я недавно вернулась из Парижа, где была в очередной раз в командировке, и смею уверить, что французские коллеги-педагоги давно взяли на вооружение многое из того, что мы так походя отвергли, и удивляются нашему расточительству.
– Считаете, что 18-20-летних не поздно воспитывать? Или перевоспитывать?
– Всё зависит от наставников. Не только от их владения научным предметом, но и от человеческих качеств, гражданской позиции. Волонтерство даёт много возможностей для становления молодого человека. В основе этой институции находится принцип единства. Мы живем в обществе, где каждый зависит от всех, а благополучие всех – от состояния каждого. Волонтерство помогает пронизывать социум невидимыми, но очень крепкими нитями взаимопомощи, гуманизма, высокой нравственности. Причём не парадно-трибунных, а идущих изнутри, от человека к человеку.
ФАКТ ЛИЧНОЙ БИОГРАФИИ
– Но в обществе преобладает мнение, что молодых заботит только собственное благополучие, карьера, достаток. Разве не так?
– На мой взгляд, это устарелые штампы. Конечно, молодёжь – живой многослойный организм, в нем происходят разные процессы и не всегда позитивного свойства. Но я работаю с огромной студенческой аудиторией, встречаюсь с ней каждый день, слушаю, анализирую. Нет, я решительно не могу сказать, что это потерянное поколение, как было принято говорить о прежних их ровесниках.
Ведь что дало возможность президенту страны объявить 2019-й Годом волонтера? Уверенность в исключительном человеческом потенциале нашего общества. Это, конечно, совпадение, но буквально через несколько месяцев страну, как и весь мир, захлестнула пандемия, и кто первым подставил плечо старикам, одиноким людям, многодетным семьям? Кто добывал дефицитные лекарства, сражался с перекупщиками, бесконечно паковал продуктовые корзины, развозил нуждающимся? Именно в такие времена человек узнаёт цену себе и тому, кто рядом. Наконец, наш недавний горький январь.
– Постойте, но ведь в основном молодые люди заполнили тогда улицы и площади наших городов, и главный выплеск агрессии исходил от них!
– Для меня те дни стали фактом личной биографии. Мы даже вышли на работу 5 января, но во второй половине дня решено было срочно отправляться по домам. Я ехала на машине по Наурызбай-батыра и в ста метрах от улицы Шевченко увидела огромную колонну, двигающуюся в восточном направлении, как потом стало ясно, чтобы пойти к площади Независимости. Сразу бросились в глаза молодые парни крайнего ряда, из которых била какая-то неуправляемая сила, крушившая и переворачивавшая всё, что попадалось им на пути. Заметив мою машину, двое, вооруженных прутами арматуры, резко кинулись навстречу. Несмотряна одностороннее движение, мне пришлось быстро развернуться, дать по газам, чтобы оторваться от преследования.
Никогда не забуду ощущение шока, дымные столбы, возникающие за верхушками голых деревьев, запах гари, проникший в машину… Я не знаю, кем были те непримиримые «джигиты» в черном, откуда они родом и что их так гнало в безумную круговерть, а возможно, и к гибели. Наверное, однажды они выпали из разумной и ответственной жизни. Или кто-то помог им в этом.
Все дни большого алматинского оцепления и людского оцепенения наши волонтеры мотались по городу, выполняя необходимую работу. Первые сутки не хватало хлеба, купить продукты можно было только в маленьких магазинах, куда выстраивались огромные очереди. Надо было помогать горожанам не впадать в панику, которая, как известно, может принести не меньше бед, чем реальная опасность. Приходилось лавировать между необходимостью находиться дома и не подходить к окнам – и маршрутами по доставке еды и лекарств людям. При содействии социальных служб и предпринимателей, причём не только крупных торговых сетей, успевали управиться до наступления комендантского часа. И так все долгие дни чрезвычайного положения. Но даже когда оно закончилось, многие жители, особенно пожилые, боялись выходить на улицу, и работа волонтёров продолжалась. Ведется она и сейчас.
ВАКЦИНА ОТ КОРРУПЦИИ
– У всего, даже у бесплатного, есть своя цена. Как осознать это обществу, чтобы волонтерский труд не воспринимался как нечто само собой разумеющееся?
– Шесть лет в Казахстане действует закон «О волонтёрской деятельности». Сейчас интенсивно ведется обсуждение дополнений и изменений в него, подсказанных временем, последними событиями. Два года назад президент поручил соответствующим госорганам рассмотреть включение в трудовой стаж деятельность тех, кто занимается волонтерством на систематической основе. Сама я не раз обсуждала эту тему во многих начальственных кабинетах и, представьте, часто нарывалась на критику: раз волонтеры, то какие могут быть им привилегии? Уверена, что такая позиция в корне неправильна, она принижает уровень бескорыстного труда на благо общества. Волонтерство – дорога с двусторонним движением. Должна быть мотивация, создать которую государство не только в силах, но и обязано.
– Немало стран, где действуют различные формы поощрения таких энтузиастов. Почему бы и нам не воспользоваться этой практикой?
– Многие европейские университеты, входящие по мировым рейтингам в первую сотню, широко её используют. Бэкграунд будущего студента оценивается там не только по знаниям, но и по социальной активности, включающей в себя помощь согражданам. Учитывается это обстоятельство и при карьерном росте. Таким специалистам больше доверия, их авторитет значительно выше.
Я думаю, что привилегии при поступлении в вузы должны быть введены и для наших выпускников, ярко проявивших себя в волонтерстве. Это, кстати, в немалой степени удержало бы их от выезда на учебу в зарубежные вузы, по окончании которых они в тех странах нередко остаются. Убеждена, что при назначении на госслужбу преимущество должно быть у тех, кто прошел школу волонтерства. Такой подход не только будет способствовать развитию и укреплению зрелого гражданского общества, но и становлению слышащего государства, курс на которое определил наш президент.
– На ваш взгляд, волонтерство выглядит панацеей от многих бед, существующих в нашей государственной и общественной жизни?
– Во всяком случае от некоторых точно убережет. Оно служит прививкой от коррупции.
– Даже так?
– Понимаете, когда ты вкладываешь свое время и всю душу в помощь кому-то, это не забывается. Перед тобой человек со своими переживаниями, бедой, и от тебя зависит облегчить его жизнь. Ты знаешь, что он не положит тебе в карман конверт с неким вознаграждением. И такие ситуации наши волонтеры испытывают на себе постоянно. По-моему, даже на уровне рефлекса это остаётся с ними всю последующую жизнь. Я знаю, что говорю, поскольку состою в общественном совете Агентства РК по противодействию коррупции.
– Видимо, птенцы из волонтерского гнезда смогут себя достояно проявить не только на госслужбе, но и став врачами, учителями и даже политиками?
– Очевидно, что молодые нынче не сильно торопятся вступать в какие-либо партии, хотя активно интересуются политическими процессами, происходящими в стране. Наверное, партиям настало время более ответственно подходить к своему молодёжному крылу, предлагать конкретные значительные проекты, не увлекаться пафосными призывами, тратой времени на собрания. При этом волонтерская деятельность воспитывает и формирует новое добропорядочное поколение молодёжи.
Честно говоря, наше движение, охватившее всю страну и уже доказавшее свою необходимость и актуальность, могло бы со временем стать предвестником серьёзной партии нового типа.
СПРАВКА
Слово «волонтер» произошло от латинского voluntaries, что в переводе означает «доброволец, желающий». Сейчас мы называем волонтерами людей, которые сознательно, добровольно оказывают помощь и различные услуги тем, кто в них нуждается, не ожидая материального вознаграждения. В XVII-XVIII веках в Англии, Франции и других европейских странах называли людей, которые добровольно шли на военную службу, так как в тот период времени в Европе не практиковалась всеобщая воинская служба. Современное определение слова «волонтер» получило широкое понимание в XX столетии.
Годом возникновения волонтерства как международного движения считают 1920 год. Когда под Страсбургом после четырехлетней войны противоборствующих государств был реализован первый волонтерский проект. Европейская молодежь, объединившись, восстанавливала деревню Эснес-ан-Аргон близ Вердена. Такое необычное событие способствовало созданию международной волонтерской организации Service Civil International («Международная гражданская помощь»). Позднее возникли такие добровольческие международные объединения, как Корпус мира (Peace Corps), Международная ассоциация добровольческих усилий (IAVE) и другие.
Светлана СИНИЦКАЯ
Источник: https://kzaif.kz/society/missiya_vypolnima-3